Этический кодекс
Кодекс психологической этики составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования», международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов, Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций.
В настоящем Этическом кодексе термин Психолог относится к лицу, имеющему высшее психологическое образование.
В настоящем Этическом кодексе термин Клиент относится к лицу, группе лиц или организации, которые согласились быть объектом психологических исследований в личных, научных, производственных или социальных интересах или лично обратились к специалисту за психологической помощью.
Действие данного Этического кодекса распространяется на все виды деятельности Психологов, определенные настоящим регламентом. Действие данного Этического кодекса распространяется на все формы работы Психолога, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством сети Интернет.
Профессиональная деятельность специалиста характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и поведения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе.
Этический кодекс служит: для внутренней регуляции деятельности профессиональных сообществ и центров психологической помощи; для регуляции отношений психологов с клиентами; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности.
Преамбула
Этика работы специалиста основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.
Принцип уважения
Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.
Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.
Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия специалиста должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает при общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия специалиста.
Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации Клиента по любым основаниям.
Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.
Конфиденциальность
Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.
Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.
Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.
Демонстрируя конкретные случаи своей работы, специалист должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.
Психолог не должен искать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач консультирования.
Клиент имеет право на работу с Психологом без присутствия третьих лиц.
Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть под контролем специалиста, либо уполномоченных им сотрудников.
Осведомленность и добровольное согласие Клиента
Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как он дал согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.
Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях. В случае стационарного лечения Клиент должен быть проинформирован о возможных рисках и об альтернативных методах лечения, включая непсихологические.
Видео- или аудиозаписи консультации или лечения специалист может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры.
Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение об участии в исследованиях. Психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента не пострадают.
Психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента и свести к минимуму возможные непредвиденные риски.
Самоопределение Клиента
Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право обращаться за психологической помощью и прекращать её.
Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение об оказании психологической помощи принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.
Принцип компетентности
Психолог проводит консультацию в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и профессиональным опытом.
Специалист реализует профессиональную деятельность в новых областях и использует новые методики только после их изучения, прохождения обучения, супервизорства и/или консультирования у компетентных в этих областях коллег. В тех областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, специалист делает всё возможное для повышения компетентности своей работы и защиты Клиента от возможного вреда.
Специалист, принимая решение, связанное с психологической помощью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными личностными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, язык или социо-экономический статус и т.п.).
Психологи наделяют своих подчиненных, супервизируемых и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться на основе их компетенции.
В своей работе специалист использует понятные для Клиента термины и объяснения.
Ограничения профессиональной компетентности
Специалист обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.
Специалист хорошо представляют, что его личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому он избегает тех областей своей психологической деятельности, в которых эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред клиентам.
Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.
Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.
Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.
Принцип ответственности (ненанесение вреда)
Специалист может применять только те методы работы, которые адекватны целям психологического вмешательства, а также возрасту, полу, вероисповеданию и другим особенностям Клиента. Методы должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к практической деятельности.
Решение Психолога осуществить вмешательство в проблему Клиента, предполагает ответственность за возможные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в процессе работы, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.
Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентами, страдающими от медикаментозной зависимости или ограниченных в своих физических возможностях.
Если специалист приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство.
Специалисту запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения специалистом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений.
Оплата
Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги).
Специалист воздерживается от получения подарков и услуг от клиентов взамен на оказанную им помощь (бартер), поскольку это может привести к манипуляции со стороны клиента.
Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам.
Окончание психологической помощи
Перед окончанием психологического консультирования специалист выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по прекращению работы.
В случае необходимости, Психолог предпринимает усилия по передаче Клиента другим специалистам.
Психолог прекращает вмешательство, когда становиться ясно, что клиент больше не нуждается в его услугах.
При обнаружении нарушений этических норм специалистами в области психологии, Вы можете обратиться с жалобой в Этический Комитет "Psy Group".
Обращение в Этический Комитет "Psy Group"
©Психологическая Ассоциация Psy Group
|