psy-group.ru psy-group.se

  ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ  PSY GROUP  В РОССИИ Франшиза Psy Group ›
Главная Вступление в Ассоциацию Психологический Центр Агентство домашнего персонала Регистрация авторских прав Курсы психологии Обучение коучингу Сертификат Psy Group Реестр

Этический кодекс

Кодекс психологической этики составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования», международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов, Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций.
В настоящем Этическом кодексе термин Психолог относится к лицу, имеющему высшее психологическое образование.
В настоящем Этическом кодексе термин Клиент относится к лицу, группе лиц или организации, которые согласились быть объектом психологических исследований в личных, научных, производственных или социальных интересах или лично обратились к специалисту за психологической помощью.
Действие данного Этического кодекса распространяется на все виды деятельности Психологов, определенные настоящим регламентом. Действие данного Этического кодекса распространяется на все формы работы Психолога, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством сети Интернет.
Профессиональная деятельность специалиста характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и поведения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе.
Этический кодекс служит: для внутренней регуляции деятельности профессиональных сообществ и центров психологической помощи; для регуляции отношений психологов с клиентами; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности.

Преамбула

Этика работы специалиста основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

Принцип уважения

  • Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.
  • Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.
  • Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия специалиста должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает при общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия специалиста.
  • Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации Клиента по любым основаниям.
  • Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.

  • Конфиденциальность

  • Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.
  • Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.
  • Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.
  • Демонстрируя конкретные случаи своей работы, специалист должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.
  • Психолог не должен искать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач консультирования.
  • Клиент имеет право на работу с Психологом без присутствия третьих лиц.
  • Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть под контролем специалиста, либо уполномоченных им сотрудников.

  • Осведомленность и добровольное согласие Клиента

  • Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как он дал согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.
  • Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях. В случае стационарного лечения Клиент должен быть проинформирован о возможных рисках и об альтернативных методах лечения, включая непсихологические.
  • Видео- или аудиозаписи консультации или лечения специалист может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры.
  • Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение об участии в исследованиях. Психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента не пострадают.
  • Психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента и свести к минимуму возможные непредвиденные риски.

  • Самоопределение Клиента

  • Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право обращаться за психологической помощью и прекращать её.
  • Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение об оказании психологической помощи принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.

  • Принцип компетентности

  • Психолог проводит консультацию в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и профессиональным опытом.
  • Специалист реализует профессиональную деятельность в новых областях и использует новые методики только после их изучения, прохождения обучения, супервизорства и/или консультирования у компетентных в этих областях коллег.
  • В тех областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, специалист делает всё возможное для повышения компетентности своей работы и защиты Клиента от возможного вреда.
  • Специалист, принимая решение, связанное с психологической помощью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными личностными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, язык или социо-экономический статус и т.п.).
  • Психологи наделяют своих подчиненных, супервизируемых и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться на основе их компетенции.
  • В своей работе специалист использует понятные для Клиента термины и объяснения.

  • Ограничения профессиональной компетентности

  • Специалист обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.
  • Специалист хорошо представляют, что его личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому он избегает тех областей своей психологической деятельности, в которых эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред клиентам.
  • Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.
  • Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.
  • Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.

  • Принцип ответственности (ненанесение вреда)

  • Специалист может применять только те методы работы, которые адекватны целям психологического вмешательства, а также возрасту, полу, вероисповеданию и другим особенностям Клиента. Методы должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к практической деятельности.
  • Решение Психолога осуществить вмешательство в проблему Клиента, предполагает ответственность за возможные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в процессе работы, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.
  • Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентами, страдающими от медикаментозной зависимости или ограниченных в своих физических возможностях.
  • Если специалист приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство.
  • Специалисту запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения специалистом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений.

  • Оплата

  • Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги).
  • Специалист воздерживается от получения подарков и услуг от клиентов взамен на оказанную им помощь (бартер), поскольку это может привести к манипуляции со стороны клиента.
  • Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам.

  • Окончание психологической помощи

  • Перед окончанием психологического консультирования специалист выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по прекращению работы.
  • В случае необходимости, Психолог предпринимает усилия по передаче Клиента другим специалистам.
  • Психолог прекращает вмешательство, когда становиться ясно, что клиент больше не нуждается в его услугах.
  • При обнаружении нарушений этических норм специалистами в области психологии, Вы можете обратиться с жалобой в Этический Комитет "Psy Group".

    Обращение в Этический Комитет "Psy Group"


    ©Психологическая Ассоциация Psy Group

    Консультация психолога в СПб Франчайзинговая сеть Благотворительная помощь Вакансии Робот-психолог Этический кодекс Контакты

    Рейтинг@Mail.ru